8 (499) 270-17-87/86 8 (495) 678-32-27 8 (495) 671-13-61

НОСТРОЙ принял участие принял участие в XII Всероссийской конференции «Российский строительный комплекс»

13.09.2021

Крупнейшее отраслевое мероприятие федерального масштаба — XII Всероссийская конференция «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство» - состоялось 10 сентября 2021 года в Санкт-Петербурге.

На площадке собрались первые лица федеральных и региональных органов государственной власти, крупнейшие  застройщики, представители среднего и малого строительного бизнеса, общественных организаций и объединений, ведущие эксперты, представители саморегулируемых организаций из российских регионов, чтобы в формате открытого диалога обсудить актуальные вопросы и проблемы строительного комплекса.

Конференция по традиции началась с пленарного заседания в формате «открытого микрофона», модератором которого выступила ведущая телеканала «Россия» Мария Ситтель.

В президиум вошли заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Сергей Музыченко, депутат Госдумы РФ, президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Владимир Катенёв, федеральный инспектор по Санкт-Петербургу аппарата полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Татьяна Кубракова, и.о. заместителя председателя Правительства Ленинградской области по строительству и ЖКХ Евгений Барановский, вице-губернатор Санкт-Петербурга Николай Линченко, управляющий директор АО «ДОМ.РФ» Кирилл Гришанов, президент НОСТРОЙ Антон Глушков, вице-президент нацобъединения Антон Мороз, вице-президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) Александр Гримитлин, вице-президент Российского Союза строителей Анвар Шамузафаров, директор технологической платформы Группы «Эталон» Роман Тарасенков, координатор Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» по СЗФО, председатель Санкт-Петербургского регионального отделения Дмитрий Панов, исполнительный директор московского филиала Исследовательского Института Номура (NRI.Япония) Андрей Родионов.

Татьяна Кубракова зачитала приветствие полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Александра Гуцана. Приветственные слова главы Минстроя России Ирека Файзуллина с пожеланиями эффективной дискуссии, принятия верных решений и успешного достижения поставленных целей озвучил его заместитель Сергей Музыченко.

Затем участники перешли к обсуждению вопросов повестки дня конференции.

Так, рассматривая законодательное регулирование строительной отрасли, собравшиеся поговорили о сокращении административных барьеров, обсудив первые итоги реформы и ее дальнейшие перспективы.

Антон Глушков отметил, что в области законодательного регулирования проделана большая работа, к которой были привлечены и профессиональные строители, и чиновники. Он напомнил, что 1 сентября вступило в силу Постановление правительства №815, которое должно значительно облегчить жизнь строителям, поэтому нужно уже начать активно пользоваться новым документом. Отдельно спикер выделил уход от обязательных требований и значительное их сокращение в стройке - когда часть таких требований теряют свою обязательность и становятся добровольными. Это значит, уточнил он, что проектная организация, заказчик вправе самостоятельно определять, каким образом они достигают параметров безопасности и комфорта, которые должны быть в современных объектах.

Говоря о разрабатываемом сейчас новом Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений, глава нацобъединения задался вопросом, а нужно ли обязательные строительные требования утверждать постановлением правительства? Здесь он высказал позицию НОСТРОЙ о том, что техническое регулирование в сфере строительства нужно переводить с федерального уровня на министерский для того, чтобы иметь оперативную возможность быстро внедрять в практику строительства быстро меняющиеся современные материалы и технологии. При этом он отметил, что все необходимые компетенции сейчас сосредоточены в отраслевом министерстве. Еще одно важное направление, которое затронул докладчик – цифровизация строительной отрасли, которая, в первую очередь, касается проектирования. Он сообщил, что НОСТРОЙ сейчас разрабатывает национальный стандарт ГОСТ по соответствующему направлению.

«Это удобно, гарантирует прозрачность всего процесса сбора исполнительной документации, обеспечивает безопасность на протяжении всего процесса строительства. Подобного рода современные технологии, помимо законодательных инициатив, наверное, действительно могут существенным образом сказаться на строительном цикле и на строительных финансовых результатах», - резюмировал Антон Глушков. 

О работе Минстроя России по сокращению административных барьеров, упрощению процессов строительства, актуализации нормативной базы рассказал Сергей Музыченко. Он сообщил, что в конце 2020 года и в текущем году отменено более 3000 устаревших нормативных актов, что позволило сократить на 30% количество обязательных требований в строительстве. Эта работа продолжается, и она невозможна без взаимодействия с общественными объединениями и профессионалами – уже в сентябре будет сформулирован новый свод правил, которые дублируют друг друга, добавил он. Переходя к вопросам ценообразования, замглавы ведомства сообщил, что Минстрой запустил изменения в Постановление Правительства №1315 и планирует предусмотреть изменение цены контракта с 1 января 2021 года. Кроме того, увеличивается перечень федеральных органов исполнительной власти – добавлены еще два силовых ведомства. 

Также он рассказал, что постановления о пересчете цены контракта на сегодняшний день приняли 29 регионов, ещё 37 регионов готовы их выпустить, у 17 они – в высокой степени готовности.

Говоря о контрактах до 1 года, Сергей Музыченко констатировал, что поступает достаточно много обращений из регионов и сегодня постановление №1315 не регулирует это. По его словам, здесь необходимо внесение изменений в 44-ФЗ и в ближайшее время, осенью, этот вопрос будет решен.

Также замминистра остановился на актуальной для строительной отрасли теме, посвященной росту цен на стройматериалы. Спикер сообщил, что ведомство осуществляет мониторинг порядка 17 основных материалов, где отмечается существенный разброс цен. В связи с этим необходимо менять законодательство в сторону объективной реальной цены сметы контракта, сказал замглавы Минстроя России. Здесь ведется работа в рамках перехода на ресурсно-индексный метод, который должен состояться в I квартале 2022 года, а пока идет процесс наполнения данными ФГИС ЦС.

Продолжая тему, Антон Мороз заявил, что к сентябрю текущего года цены на строительные материалы достигли своего максимума и в дальнейшем расти не должны. Он уточнил, что остановить рост стоимости стройматериалов удалось благодаря совместной работе Минстроя России, ФАС, Минпромторга и НОСТРОЙ. Однако нельзя исключать возможности дальнейшего увеличения цен, поскольку они, в первую очередь, регулируются рынком.

«Металлурги смотрят на заграничные цены. Конечно, им выгоднее продать продукцию за рубеж и получить больший доход. Исходя из этого растут и внутренние цены», — пояснил Антон Мороз.

Вице-президент НОСТРОЙ добавил, что на стоимости квадратного метра жилья сказался, в том числе, переход отросли на эскроу счета, а также кадровые проблемы.

«Вопрос нехватки рабочей силы является очень болезненным для строительной сферы. Нужно готовить собственные кадры и заниматься переквалификацией. Например, Санкт-Петербург и Ленинградская область справились с нехваткой рабочей силы», — рассказал он.

По видеосвязи к участникам присоединился вице-президент АО «Атомстройэкспорт» по управлению дочерними строительными организациями («Росатом») Дмитрий Волков. Он рассказал, как справляется с текущими вызовами госкорпорация, акцентировал внимание участников и гостей пленарного заседания на теме промышленного производства и высказал необходимость создания Программы развития промышленного производства, которая позволит управлять стоимостью проекта. Отдельно отметил позитивную практику использования информационного моделирования, которое хоть и удорожает этап проектирования, зато заметно может уменьшить затраты на этапе стройки.

Николай Линченко поприветствовал участников от имени Правительства Санкт-Петербурга и отметил хороший конструктивный диалог города с Минстроем России.

«Основная точка роста у нас, в принципе, - использование строительной отрасли как локомотива развития экономики в целом. И могу сказать, что мы — один из немногих регионов, который при ковидном вызове стройки не останавливал, что позволило не просаживать это направление. И сегодня по многим показателям мы уже восстановили объемы, а по некоторым и вовсе превзошли доковидные объемы», — заявил он.

В части цифрового регулирования вице-губернатор напомнил, что Петербург стал первым городом в России, где выдали заключение госэкспертизы на объект, полностью спроектированный на основе BIM-технологий, и этот детский сад в текущем году уже успешно введён в эксплуатацию. Линченко считает, что цифровой строительный контроль должен войти в систему нормирования проектно-изыскательских работ – это сделает отрасль проектирования реально конкурентоспособной.

В свою очередь Владимир Катенев рассказал о предпринимательском климате в Северной столице, констатировав, что Петербург позитивно выходит из пандемийного кризиса, индекс промышленного производства по итогам года составил более 108%, а объем строительных работ за полгода превысил 224 млрд рублей.

В блоке, посвященном жилищному строительству и развитию ИЖС, Николай Линченко рассказал о ходе выполнения адресной инвестиционной программы и о комплексе соглашений по строительству объектов социальной инфраструктуры в Петербурге. Он подчеркнул, что сегодня в городе ни одно новое разрешение на строительно-монтажные работы не выдаются без 100% обеспеченности жилья всеми необходимыми объектами социальной инфраструктуры.

Сергей Музыченко осветил ряд моментов, которые необходимо решить при возведении индивидуального жилья и которые сейчас прорабатываются Министерством. В частности - обеспечение ИЖС необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой и привлечение в сегмент средств банков.

Антон Глушков рассказал о программе в рамках Стратегии агрессивного развития инфраструктуры, которая называется «Мой частный дом». Она содержит в себе четыре ключевых направления развития индивидуального домостроения: формирование земельного банка ИЖС, реестра типовых проектов ИЖС, типовых решений по подключению и синхронизацию инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций с планами развития территорий застройки ИЖС в регионах, а также формирование института кредитования ИЖС. Глушков добавил, что здесь лидером является «ДОМ.РФ».

Подробнее о первых запущенных в текущем году сделках банка по кредитованию ИЖС рассказал управляющий директор АО «ДОМ.РФ» Кирилл Гришанов. Главной существующей здесь проблемой он назвал неликвидность залога, который банк берет на обеспечение ипотеки. Отдельно Гришанов остановился на проводимой сейчас совместно с Минстроем России работе, связанной с тем, чтобы разрабатывались стандартные проекты, которые будет легко оценивать банкам и которые станут привлекательны для населения в приобретении. Еще один аспект, которому уделил внимание выступающий – финансирование застройщиков. Он считает, что необходимо в ближайшее время распространить на индивидуальное жилищное строительство те принципы, которые используются в многоэтажном, а именно – эскроу счета.

Ситуацию с ИЖС в Ленинградской области осветил Евгений Барановский. Он напомнил, что это регион традиционной малоэтажной застройки, где более половины жилья - объекты ИЖС. За год в регионе зарегистрировано 12200 домов площадью 1,6 млн кв метров – как индивидуальных, так и жилых домов, расположенных на садовых участках. Кроме того, Ленобласть стала одной из первых, где реализована ипотека для ИЖС от «ДОМ.РФ».

О пространственном развитии городов на примере редевелопмента промышленных территорий мегаполисов у японских коллег рассказал исполнительный директор московского филиала Исследовательского Института Номура (NRI.Япония) Андрей Родионов. На примере «серого пояса» Санкт-Петербурга он обозначил проблемы, которые возникают при реализации редевелопмента промзон. Главным образом они связаны с земельной собственностью земельных участков, в больших количествах расположенных на территории промзон, перенос малого и среднего предпринимательства, составляющих 90% резидентов старых заводов, отсутствие комплексного развития, ограниченность транспортной инфраструктуры грузовыми линиями. Япония аналогичные проблемы решает путем обеспечения законодательными рамками, способствующими продвижению редевелопмента, всестороннего комплексного развития, развития транспортной инфраструктуры и развития с точки зрения финансирования.

Переходя к теме развития отрасли, участники обсудили еще одно серьезное испытание, которое ждет госзаказ в строительстве — с 1 января 2022 года бюджетное строительство переходит на технологии информационного моделирования (ТИМ).

Александр Гримитлин констатировал, что без ТИМ продвигаться вперед нельзя, и поскольку с обозначенной даты вся проектная документация по объектам госзаказа должна предоставляться в цифровом виде, задача НОПРИЗ - помочь этому переходу стать безболезненным. Он подробнее рассказал о результате проделанной нацобъединением работы по подготовке электронных справочников программных продуктов, предназначенных для цифровизации проектно-изыскательской деятельности, которые включают в себя случаи применения цифровых технологий в проектно-изыскательской деятельности и обзор существующего на рынке программного обеспечения.

Директор технологической платформы Группы «Эталон» Роман Тарасенков - выступил с докладом о цифровизации и практике внедрения технологий информационного моделирования (ТИМ). Перечисляя преимущества технологии, он рассказал, что ТИМ помогают обеспечивать планирование затрат, продаж, графика производства работ, а также разработку ресурсного плана. Кроме того, это еще и среда общих данных – электронные документооборот и архив. Благодаря ТИМ можно сделать анализ участка, первичную посадку, найти архитектурно-градостроительное решение, разработать проектную документацию, осуществлять авторский надзор. Помимо прочего, ТИМ позволяет осуществлять контроль проектных решений, хода, бюджета и качества строительства, а также контроль рисков (охрана труда и техника безопасности). На этапе строительства ТИМ помогает в подготовке стройплощадки, в ведении исполнительной документации и при передаче объекта в сервисные компании и покупателям. А на этапе эксплуатации, например, «Эталон» передает электронный паспорт объекта в виде ТИМ-модели, наполненной информацией по требованию эксплуатирующей организации.

Координатор Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» по СЗФО, председатель Санкт-Петербургского регионального отделения Дмитрий Панов обозначил наиболее «болезненные точки» развития стройотрасли и реализации нацпроекта «Жилье и городская среда».

Итоги пленарного заседания подвел Антон Глушков. Он поблагодарил всех спикеров, которые, по его мнению, действительно показали высокий уровень и рассказали о тех инструментах, механизмах, законодательных изменениях, которые случились, и резюмировал, что сейчас самый главный вопрос, как все это эффективно реализовать в ближайшее время.

«Нам всем необходима организация хорошей коммуникации между бизнесом и властью. Для этого существуют национальные объединения и профессиональные союзы, и стоит аккумулировать свои усилия для того, чтобы все озвученные сегодня произошедшие изменения оперативно применить на простой строительной практике», - резюмировал Антон Глушков.

После на площадке Конференции состоялись тематические секции – была продолжена дискуссия по ценообразованию, а также прошел круглый стол, посвященный требованиям к современной фасадной системе с учетом всех нормируемых нагрузок и воздействий.

Для специалистов строительных саморегулируемых организаций продолжил свою работу Всероссийский семинар «Юрист саморегулируемой организации в области строительства».

Конференция прошла при поддержке полномочных представителей Президента РФ в Северо-Западном и Уральском федеральных округах, Совета Федерации, Госдумы, Минстроя России, Минобрнауки, ДОМ.РФ, исполнительных и законодательных органов власти Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов.

Источник: НОСТРОЙ

Возврат к списку