8 (499) 270-17-87/86 8 (495) 678-32-27 8 (495) 671-13-61

19.10.09 Нас заставляют платить за то, чем мы не пользуемся

Мы столкнулись с тем, что исполнители коммунальных услуг (зачастую это управляющие компании) берут с граждан деньги за не потребленные ресурсы (в нашем случае это было электричество). Во многих городах и весях граждане столкнулись с таким же явлением.

В квитанциях за оплату ресурсов, их количество умножается на некий коэффициент, который может очень значительно увеличивать оплату. В связи с тем, что оплачивать лишнее никому не нравится, мы решили обратиться к нормативной правовой базе для того, чтобы разобраться «где же собака зарыта». Выводы оказались ужасающими. Правительство РФ фактически принимает самое активное участие в «законном» отъеме денег у населения за не потребленные ими ресурсы.

Суть состоит в следующем.

В свое время Правительство РФ приняло несколько Постановлений в области предоставления коммунальных ресурсов и услуг. Давайте остановимся не некоторых моментах этих Постановлений и более внимательно их рассмотрим.

Постановлением № 307 от 23 мая 2006 года Правительство РФ определило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

В частности подпункт 1 и 2 пункта 3 Приложения №2 к данным Правилам определяет оплату электроэнергии гражданами при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета. А именно определяется размер платы за электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, а также в помещениях, оборудованных приборами учета.

Прежде чем перейти к размеру оплаты в помещениях оборудованных прибором учета, давайте внимательно рассмотрим само отсутствие индивидуальных приборов учета и размер оплаты в помещениях, не оборудованных прибором учета и некоторых его составляющих.

У части граждан приборы учета электроэнергии отсутствуют, и они не всегда горят желанием их ставить. Почему это происходит? Для этого, наверное, есть несколько причин.

Так сложилось (думаем, не без помощи заинтересованных лиц), что государство законодательно переложило бремя по приобретению и содержанию индивидуальных приборов учета с энергоснабжающих организаций на потребителя-собственника. (Хотя могут возникнуть резонные вопросы: Кто должен отвечать за средство измерения, по которому производится купля-продажа, и кому он должен принадлежать? Продавцу или покупателю? Скажите, разве покупатель должен ходить на рынок или на заправочную станцию с собственными измерительными средствами?)

У некоторых граждан может возникнуть вопрос: Зачем покупать за свои кровные деньги прибор учета, платить за его установку, пломбировку, если этого можно не делать (ведь нормативные правовые акты позволяют спокойно работать и без приборов учета)? Особенно этот вопрос может стать более актуальным, если в некоторых случаях оплата по счетчику может оказаться невыгодным предприятием.

Наличие такого прибора обязывает контролировать расход энергии и сопоставлять его наличию денег в кошельке.

А отсутствие такого прибора дает уверенность в завтрашнем дне, закрепленную законодательно.

Можно не думать об какой-либо экономии ресурсов. Число доступных полезных электроприборов с каждым годом растет. Это признается нормальным и естественным явлением. И когда прибора учета нет, можно не беспокоиться об энергоэффективности этих бытовых приборов, и 100-150 ваттных лампочек. Можно круглосуточно не выключать свет, например, развеивая всевозможные страхи или продлевая жизнь осветительному прибору.

В холодное время года (в России холодно и прохладно 6 месяцев году) можно без сожаления постоянно использовать разного рода электрические обогреватели в одной или нескольких комнатах. Ведь иногда качество современного строительства и особливо строительства в советский период оставляет желать лучшего.

Большинство граждан живет в домах советской постройки, где по сей день установлены окна времен советского союза, зачастую перекошенные, из которых дует. А также часто дует не только из окон, но из под окон и других строительных швов (в свое время советские строители, думаем, просто не знали о монтажной пене и других надежных теплоизоляционных материалах). А еще можно теплые полы в ванной комнате с туалетом сделать и подогревать их для комфорта.

В летний период времени, когда в кране нет горячей воды, можно сколько душе угодно греть воду проточными и накопительными водонагревателями. И так далее. Это может касаться как обеспеченных семей и граждан, не имеющих индивидуальных приборов учета, и тем более граждан имеющих недостаточное материальное обеспечение.

Ведь, при ограниченном бюджете граждане (особенно в регионах), например, не могут позволить себе вместо обычной лампочки за 7 - 10 рублей купить энергосберегающую эквивалентную 100-ваттной лампочки за 100 с лишним рублей. Когда за 90 рублей разницы можно смело купить 4 - 5 килограммов крупы для еды и существования здесь и сейчас.

И тем более у многих просто нет денег на замену старых окон на дорогой и эффективный металлопласт или для произведения капитального утепления жилища за свой счет, когда от управляющих компаний и служб ЖКХ этого не дождешься.

Теперь давайте рассмотрим размер оплаты, установленный указанным выше Постановлением Правительства РФ. Размер оплаты в помещениях, не оборудованных прибором учета, полностью прямо пропорционально зависит от трех вещей: количества человек в нем проживающих, от норматива потребления и, естественно, от тарифа за единицу электроэнергии. (Плата = кол-во чел * Норматив * Тариф)

По закону граждане не обязаны регистрироваться по месту пребывания при нахождении там менее 90 дней. Не думаю, что граждане пендитно идут в федеральную миграционную службу или в управляющие компании для оформления гостей и увеличения оплаты за коммунальные услуги и ресурсы.

По соображениям о российском менталитете и психологии, полагаем, скорее все происходит наоборот — когда граждане могут находиться по месту пребывания свыше 90 дней без какой-либо регистрации и уведомления. Это может касаться как обеспеченных семей и граждан, и тем более граждан имеющих недостаточное материальное обеспечение, где на счету каждый рубль. Хотя, естественно, нахождение и проживание человека в жилом помещении естественным образом оказывает влияние на количество потребления коммунальных услуг, которые соответственно увеличивают показания коллективного (общедомового) прибора учета.

Теперь давайте рассмотрим нормативы потребления ресурсов, услуг.

Понятно, что были умные дяди и тети, которые научным или эмпирическим методом (а может и то и другое), указывая на необходимость бережного отношения к ресурсам, получали эти нормативы. В частности, на одинокого человека проживающего в доме с газовой плитой, этот норматив равняется 50 кВатт*ч. Но где Вы видели в нашей стране массовое бережное отношение к каким-либо живым или неживым ресурсам,особенно когда ты можешь не экономить и чувствовать себя комфортно и спокойно, а главное платить за это столько же, как при экономии?

В дополнение к этому есть множество наглядных примеров, когда граждане, имеющие индивидуальные приборы учета, прекрасно осознающие, что платить придется по счетчику, потребляют больше (а иногда гораздо больше) чем Комитет по тарифам и ценам отводит на живую душу по нормативу.

По этим и описанным на несколько абзацев выше причинам легко можно представить, что реальное количество потребленных ресурсов одним человеком или семьей без приборов учета может не соответствовать узаконенным нормативам в большую сторону, что естественно будет отражено на показаниях коллективного (общедомового) прибора учета.

И согласно другой формуле для определения размера оплаты потребленных ресурсов (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение) утвержденной Постановлением Правительства РФ этот избыток потребленных услуг придется оплачивать гражданам, имеющим индивидуальные приборы учета, пропорционально их показаниям.

То есть Правительство РФ узаконило схему, при которой одни граждане обязаны оплачивать потребленные другими гражданами ресурсы — оплачивать то, что они не использовали.

Естественным возражением в данной ситуации может стать довод, что возможно не все граждане, у которых отсутствует индивидуальный прибор учета, будут потреблять ресурсов больше, чем в утвержденном нормативе. (Да, наверное, не все.) Но тогда получается, что Правительство РФ положилось на слова «возможно», «если» и «авось» в стране, про которую издревле говорят, что, помимо дураков и плохих дорог, там еще воруют.

Наивно полагать, что в стране произошли серьезные изменения, когда наличие коррупции во всех сферах и областях жизни признается высшими должностными лицами государства и борьба с ней признается приоритетной необходимостью.

Но это не единственный вопрос к Правительству РФ и его нормативным актам, определяющим количество и качество предоставления электроэнергии гражданам.

Постановление №530 от 31 августа 2006 года пунктом 89 устанавливает, что потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.

Но давайте реально посмотрим на вещи. В большинстве домов нет автоматизированной системы учета потребленной электроэнергии, когда управляющие компании (ибо именно они являются исполнителями коммунальных услуг почти всех многоквартирных домов в России) знают реальное количество потребленной электроэнергии в режиме реального времени.

Граждане выставляют показания счетчиков в квитанциях самостоятельно. Известно, что в стране очень много граждан, которые несвоевременно платят за полученные услуги и ресурсы, и которые могут предоставлять недостоверные данные о потребленных ресурсах. Естественно эти несоответствия обнаруживаются впоследствии.

Но Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (Постановление №307 Правительства РФ) устанавливает, что исполнитель имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб. То есть исполнитель может только через 6 месяцев узнать, что граждане предоставляют недостоверную информацию. Но при этом реально потребленное количество ресурсов каждый месяц в течение шести месяцев будет отражено в показаниях общедомового прибора учета.

И следуя вышеописанной системе предписаний Правительства РФ эти потребленные ресурсы будут определены исполнителем как потери и, соответственно, пропорционально распределены согласно показаниям индивидуальных приборов учета остальных добропорядочных граждан многоквартирного дома. При этом мы в своей практике пока не встречали таких случаев, чтобы исполнитель при обнаружении такого рода обмана со стороны граждан самостоятельно и добровольно производил перерасчет и возврат денежных средств пострадавшим гражданам.

Теперь давайте рассмотрим еще один вариант воровства электроэнергии.

В Постановлении Госстроя РФ №170 от 23 сентября 2003 года утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. Правила указывают, что располагаемые в лестничных клетках шкафы с электрощитками и электроизмерительными приборами, а также электромонтажные ниши должны быть всегда закрыты. Электрощитовые и другие отключающие устройства, расположенные на лестнице, должны находиться в закрытых шкафах, ключи от которых хранятся у диспетчера организации по обслуживанию жилищного фонда.

Вот только реалии жизни показывают, что многим организациям по обслуживанию жилищного фонда все равно, что написано в Постановлении Госстроя. Во многих домах электрощитки с измерительными приборами и электромонтажные ниши на лестничных клетках не закрыты и доступны для возможных злоумышленников. Если происходит воровство, то это тоже будет отражено на коллективных (общедомовых) приборах учета и тоже будет пропорционально распределено согласно показаниям индивидуальных приборов учета.

Но такое воровство (когда граждане, недобросовестно декларируют потребленные ресурсы, не оплачивают или когда кто-то ворует электроэнергию на участке между индивидуальным прибором учета и границей раздела сетей, где стоит коллективный (общедомовой) прибор учета) является воровством не у граждан, а у исполнителя (зачастую управляющих компаний).

Ибо у граждан заключен индивидуальный договор с управляющей компанией, в котором установлены границы ответственности каждой из сторон, а также обязанности. Управляющая компания несет ответственность за инженерные коммуникации, электросети, от границы раздела сетей до индивидуальных приборов учета и имеет обязанности по их содержанию. А граждане несут ответственность за участок от приборов учета и внутри квартир.

Постановления Правительства РФ, к сожалению, позволяют управляющим компаниям спокойно и удобно ими прикрываться: воровство и свои экономические потери относить в область потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, а также фактически отбирать деньги у людей, заставлять их оплачивать убытки управляющих компаний и их недочеты в работе.

Следуем далее. Постановление Госстроя РФ №170 от 23 сентября 2003 года сообщает, что внутридомовые электрические сети должны отвечать нормальным эксплуатационным показателям, которые по договору должна обеспечивать управляющая компания. Понятно, что в процессе пользования электросетями могут быть какие-то допустимые потери (провода могут греться при большой нагрузке). Но согласно квитанциям по оплате (показаниям коллективных приборов учета и расчетам управляющих компаний) получается, что потери электроэнергии во внутридомовых сетях могут превышать 40% от поставленной электроэнергии (коэффициент, на который умножается фактически потребленные ресурсы, превышает 1,8 ).

То есть кабель длинной порядка 100 - 150 метров (от границы раздела сетей, где стоит общедомовой прибор учета, до верхних этажей дома) типа рассеивает теплом свыше 40% электроэнергии (хотя вполне вероятно, что это не так, а в показаниях общедомового прибора учета могут присутствовать все те потребленные ресурсы, о которых мы указали выше).

Но даже если представить, что действительно происходят такие потери ресурсов, то получается, что такие ужасающие потери признаются нормальными эксплуатационными показателями работы электрических сетей. (И если нет дефектов, когда, например, где-то коротит, плохие контакты или уходит ток в землю, которые можно обнаружить и легко устранить, гораздо дешевле модернизировать подводящий кабель, на новый кабель, отвечающий требованиям, чем каждый месяц оплачивать такие потери, сопоставимые по стоимости с новым кабелем.)

Но, что самое главное, именно Правительство РФ признает это нормальным. Ведь нормальные эксплуатационные показатели работы внутридомовых электрических сетей, включающие расчетные методики технологических потерь в них, к нашему удивлению, видимо не существуют. Мы обращались в два Министерства по этому вопросу. Министерство регионального развития сообщило, что такие методики расчета технологических потерь есть и просило обращаться в Министерство энергетики (указанные в ответе Минрегионразвития Методики оказались недействующими несколько лет). А Министерство энергетики сообщило, что таких методик нет.

(Но ведь дома как-то строятся и потом принимаются в эксплуатацию госкомиссией, и не с потолка же берутся и закладываются параметры внутридомовых сетей, имеющих определенные физические характеристики в тех или иных условиях эксплуатации. Плюс к этому, эти параметры и характеристики, связанные с технологическими потерями, согласно нормативным актам, необходимы для расчета нормативов потребления коммунальных ресурсов.)

Хотя такие показатели и методики расчета технологических потерь могли бы в какой-то степени помочь решить указанные выше проблемы, определить параметры работы электрических сетей, регламентировать работу управляющих компаний по их обслуживанию и не дать наносить вред имуществу граждан, воровать деньги у граждан за не предоставляемые ресурсы.

Возникает вопрос: что это, некомпетентность, халатность или злой умысел в работе сотрудников Министерств, ведомств и Правительства, создававших, проводивших экспертную оценку, принимавших и подписавших эти нормативные акты? Когда по сей день по вине этих людей граждане терпят, полагаем, многомиллионные убытки в масштабе страны.

А также назревает еще один вопрос, когда люди в стране недоумевают и жалуются на эти проблемы, безобразия в те или иные органы местной или федеральной власти. Что это, некомпетентность, халатность или злой умысел в сегодняшней работе Министерства энергетики РФ, Министерства регионального развития РФ (отвечает за ЖКХ), особенно Роспотребнадзора (радеющего за права потребителей), которые пользуют, разъясняют эти нормативные акты, не видят этих очевидных несправедливостей или знают, молчат и ничего не делают чтобы это изменить, чем повожают это воровство? (Когда по сей день граждане терпят, полагаем, многомиллионные убытки в масштабах страны.)

Возможно это не исчерпывающий список нарушений в Постановлениях Правительства РФ и других нормативных актах в этой области, которые приводят к тому, что гражданам приходится переплачивать. Нами была замечена часть из них и описана выше.

Признаемся, что следствием данного небольшого исследования стало обращение к Председателю Правительства РФ Путину В.В. для принятия всяческих мер по исправлению такой недопустимой ситуации (заявление было отправлено). Но при этом мы посчитали, что будет неплохо, если граждане с помощью статьи тоже получат понимание о том, что же происходит на самом деле в данной ситуации, как Правительство РФ принимает активное участие в причинении имущественного ущерба гражданам.

Что из всего этого выйдет, покажет будущее.

Источник: Gazeta.ru

Возврат к списку