8 (499) 270-17-87/86 8 (495) 678-32-27 8 (495) 671-13-61

Приняты изменения в закон об особо охраняемых территориях Москвы

11.02.2010

Московская городская дума приняла Закон «О внесении изменений в статьи 10 и 14 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве».

17 декабря прошлого года Московской городской Думой был принят закон о внесении изменений в базовый закон города Москвы об особо охраняемых природных территориях, согласно которому, в их границах, помимо физкультурно-оздоровительных, выделяются и спортивные зоны. Кроме того, данным законом было установлено, что в физкультурно-оздоровительных и спортивных зонах на особо охраняемых природных территориях допускается размещение, реконструкция и эксплуатация открытых плоскостных сооружений и крытых некапитальных спортивных площадок без зрительских мест. Однако установленные ограничения привели к проблемам в правоприменительной практике, в частности, сделали невозможной реконструкцию существующих в природных комплексах с незапамятных времен и пришедших в ветхое состояние стадионов. Всего же на особо охраняемых природных территориях, по данным Департамента природопользования и охраны окружающей среды, находится сейчас 66 спортивных объектов.

В связи с этим, в ноябре прошлого года в первом чтении были приняты изменения в статью 14 базового закона, которые предусматривали исключение нормы, допускающей размещение, реконструкцию и эксплуатацию в границах особо охраняемых природных территорий только объектов спорта, относящихся к крытым плоскостным сооружениям и крытым некапитальным спортивным площадкам без зрительских мест. При подготовке документа ко второму чтению редактором были учтены предложения депутатов о необходимости введения ограничений нового строительства в границах особо охраняемых природных территорий. В текст законопроекта были внесены уточнения, устанавливающие ограничения как по функциональному назначению капитальных объектов, допускаемых к размещению и реконструкции на особо охраняемых природных территориях, так и по условиям реализации проектов размещения и реконструкции капитальных объектов. В соответствии с новой версией документа, по функциональному назначению на особо охраняемых природных территориях допускаются только объекты физкультурно-оздоровительного, спортивного, эколого-просветительского и рекреационного назначения. Реализация же таких проектов должна соответствовать режимам охраны и использования особо охраняемой природной территории, установленным Положением об особо охраняемой природной территории, и допускается только при наличии проекта планировки при положительном заключении Государственной экологической экспертизы.

С учетом того, что главной целью создания особо охраняемых природных территорий наряду с природоохранными целями является экологическое воспитание населения, в проект закона была включена норма о возможности размещения капитальных объектов в эколого-просветительских целях. Как объяснил редактор, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин, эколого-просветительская деятельность в границах особо охраняемых природных территорий направлена на воспитание бережного отношения к природе, рационального использования ее богатств. Указанная деятельность осуществляется по многим направлениям, в том числе предусматривает создание информационных центров, биостанций, музейных комплексов, содержащих материалы, характеризующие историю особо охраняемой природной территории, растительный и животный мир, другие природные объекты, основные факторы антропогенного воздействия и иные сведения природоохранного и краеведческого характера, создание и обустройство учебных экскурсионных троп и маршрутов.

Рассматривая законопроект во втором чтении, депутаты в целом согласились с тем, что предлагаемые изменения позволят сохранить природные объекты в границах особо охраняемых территорий, осуществить ремонт и реконструкцию существующих объектов капитального строительства и ограничить новое строительство только теми объектами, которые соответствуют целям и задачам конкретной особо охраняемой природной территории. А дополнительные ограничения в виде утверждения проекта планировки и государственной экологической экспертизы позволят регулировать допустимые нагрузки на особо охраняемую природную территорию и сохранить ее природную ценность. В то же время, депутаты выразили обеспокоенность тем, что отсутствие в городском законе определения эколого-просветительской деятельности может привести к нарушениям.

На заключительном этапе работы над законопроектом депутаты обсуждали поправку мэра, которая объяснила, что «эколого-просветительская деятельность осуществляется в целях экологического образования, экологической пропаганды и повышения экологической культуры населения, в том числе путем создания в учебно-экскурсионной зоне учебных и познавательных маршрутов, музеев природы и информационных экологических центров». По мнению председателя комиссии по экологической политике Веры Степаненко, новая редакция статьи дает четкую формулировку, «данный текст является выверенным и его необходимо поддержать». Она подчеркнула, что эколого-просветительская работа - это основное направление деятельности на особо охраняемых природных территориях, поскольку именно для этих целей они создавались.

Большинством голосов Дума приняла закон о внесении изменений в ряд статей действующего с 2001 года Закона «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве», который вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Возврат к списку