8 (499) 270-17-87/86 8 (495) 678-32-27 8 (495) 671-13-61
Задать вопрос

Авторизация

:
:

Подписка на новости

22.12.09 Чистые деньги

Владимир Ресин: 90 тысяч рублей за "квадрат" - нормальная цена за квартиру с отделкой. В перестроечные 90-е годы прошлого века именно строительство оказалось тем локомотивом, который поставил на ноги всю столичную экономику.

Мировой финансовый кризис, разразившийся в 2008 году, больно ударил и по самой этой отрасли. В результате еще вчера гремевшая масштабами новостроек Москва весь 2009-й год лишь достраивала начатое - на новые котлованы денег в ее бюджете не оказалось. Что же удалось сделать? Какие перспективы ждут строителей и всех москвичей в 2010 году? Об этом шел разговор на "Деловом завтраке" в "РГ" с первым зам. мэра Москвы, руководителем столичного стройкомплекса Владимиром Ресиным.

Премьера в Большом по расписанию

Российская газета: Владимир Иосифович! В начале лета по поручению Президента РФ московские строители включились в реконструкцию Большого театра. Открыть его для зрителей, очевидно, является для столицы делом чести. Когда же это произойдет?

Владимир Ресин: Премьера, я уверен, состоится строго по расписанию - 11 октября 2011 года. Коллектив строителей, который способен к этому времени завершить все работы в Большом, создан. Собственно, это и организовала первым делом оперативная группа по реконструкции главной сцены страны, которую создал своим распоряжением Дмитрий Анатольевич Медведев. Группу возглавил зам. руководителя администрации президента РФ Александр Беглов. Наряду с рядом видных российских руководителей в ее состав вошли и мы с мэром Москвы Юрием Лужковым, руководителем одного из департаментов дорожно-мостового и инженерного строительства столицы Александром Левченко. Сейчас к реконструкции привлечены лучшие строители всей страны.

РГ: Сколько людей там сейчас работает?

Ресин: Около 2 тысяч. К началу января доведем до 3 тысяч.

РГ: С чем можно сравнить сложность этого объекта?

Ресин: Это как операция на сердце. Она не проста сама по себе, но в данном случае протекает еще и с осложнениями. У человека на время ее проведения сердце отключают примерно на полтора часа. А когда оно снова забьется, хирурги с тревогой наблюдают, как восстанавливается жизнедеятельность организма. Вот и Большой театр выключен из жизни страны уже более четырех лет. Но жизнь в него возвращается. Первым и самым важным событием стало то, что 26 сентября исторические стены театра поставили на новый фундамент, и теперь им ничто не грозит. Затем в здание дали тепло. В залах театра началась реставрация живописи и лепного декора. Словом, все идет по графику. А к 9 мая 2010 года, когда будет праздноваться 65-летие Победы в Великой Отечественной войне, планируется открыть лицевую сторону отреставрированного фасада, а также вернуть привычный облик Театральной площади.

3 тысячи долларов за квадрат

РГ: Много ли удалось построить жилья в условиях кризиса?

Ресин: В связи с тем, что бюджет Москвы-2009 оказался меньше предыдущего примерно на треть, пришлось подкорректировать планы и строителям. Для очередников, переселенцев из ветхого жилья и пятиэтажек, молодых семей и т.д. планировалось возвести 722 тысячи квадратов. Мы же в этом году построим более 800 тысяч квадратов. Да еще примерно тысяч 400 город получит под социальные нужды за счет инвестпроектов. В итоге, по сравнению с прошлым годом, недосчитаемся 200-250 тысяч. Если же посчитать все жилье, построенное москвичами, то это 4,5-4,7 миллиона квадратов. Правда, за дома, возведенные в Подмосковье и других регионах России, отчитаются местные власти тех территорий.

РГ: А строительство жилья для военных столица не свернула?

Ресин: Напротив, 600 тысяч квадратных метров, которые строятся для военнослужащих, существенно помогли нашему стройкомплексу. Они дали работу тем, кто оказался не загруженным по горзаказу. В итоге у нас как работали примерно миллион человек, так и продолжают работать.

Но главное все-таки то, что продолжается строительство социального жилья и жилья эконом-класса по ценам, близким к определенным Минэкономразвития России. То есть не выше 90 тысяч рублей за квадрат. Причем квартиры в этих домах идут под ключ, с чистовой отделкой. Купи и въезжай.

РГ: После того как годами продавались лишь голые стены, звучит неправдоподобно...

Ресин: Те, кто купил квартиры в Марфино, уже убедились в этом. Сейчас мы подтянем там соцкульт быт, и Марфино станет одним из самых комфортных районов Москвы.

РГ: А цена 90 тысяч рублей - для кого она?

Ресин: Для москвичей, которые хотят улучшить жилищные условия.

РГ: Строители уверяли, что в столице такие цены невозможны...

Ресин: Кое-кто был просто избалован сверхприбылями, которые драматург Александр Островский назвал бы "бешеными деньгами". 90 тысяч рублей - это нормально, если учесть, что строительная себестоимость московского "квадрата", правда, без учета стоимости подключения инженерии, составляет примерно 40-50 тысяч рублей. И хотя цены на жилье диктует рынок, искусственно завышать цены мы никому не позволим.

РГ: Захотят ли на таких условиях инвесторы вкладывать деньги в жилье?

Ресин: Захотят, так как умные предпочитают учиться на чужих ошибках, а не делать своих. К тому же у них уже нет кандалов, сковывавших им руки, когдаони не знали что делать: 80 процентов квартир распродано по высоким ценам, а 20 процентов - не берут. Снизить цены на эти оставшиеся было страшно: а вдруг те, кому жилье продали раньше, потребуют сделать перерасчет? Но время прошло, и новые дома строятся в новых условиях по новым ценам...

РГ: А что будет с программой сноса пятиэтажек?

Ресин: Она выполняется.

РГ: Но горожане волнуются: многим новоселье обещают уже не первый год. Напомним: программу планировалось завершить в 2010 году, а теперь сроки перенесены на 2012 год.

Ресин: Давайте вспомним и о сложностях, с которыми мы столкнулись в ходе ее реализации. Во-первых, по желанию москвичей город пошел на революционное решение: начал переселять жителей только в границах района их проживания. Это, конечно же, затормозило работу. Далее случился кризис. Тем не менее ряд округов города - Центральный, Южный и - Зеленоградский, уже выполнили свои обязательства, на подходе - Юго-Восточный.

РГ: Как в стройкомплексе ведется борьба с недоделками?

Ресин: Недоделки всячески стремимся искоренять. В частности, с 2005 года работает "горячая линия", которая помогает оперативно реагировать на жалобы новоселов. В частности, из 646 обращений по поводу строительных дефектов, поступивших с начала года, на контроле осталось 72, по остальным меры приняты.

РГ: Удается ли преодолеть долгострои, "принесенные" кризисом?

Ресин: Делаем все для завершения работ на ряде объектов, чтобы люди, купившие квартиру, не попали в число обманутых вкладчиков. С трудом решив эту проблему в целом по городу - в декабре будет сдан в эксплуатацию последний дом для обманутых вкладчиков "Вертикаль" на Ленинском проспекте, - правительство Москвы не может позволить, чтобы обманутые вкладчики появились вновь. С ветерком до Манежной

РГ: Строители скоро обещают сдать "Мякининскую" - станцию метро, расположенную за МКАД, Впервые в истории подземки она построена на деньги частного инвестора. Нельзя ли инвесторов привлечь и к расширению МКАД? Тех самых, что облепили дорогу со всех сторон...

Ресин: МКАД - магистраль, которая из окружной давно превратилась во внутригородскую. Но проблема даже не в деньгах, а в том, что нет земли для ее расширения. Расширять, насколько возможно, мы ее все равно планируем. Поручение на этот счет дано главному архитектору города Алекасандру Кузьмину. Сейчас проводится обследование, где именно можно добавить хотя бы еще по полосе движения. Но, для того чтобы разгрузить трассу от большегрузного транспорта на территории Подмосковья, нужно как можно скорее построить ЦКАД. Об этом буквально на днях говорил мэр Москвы.

РГ: Недавно на Госсовете прозвучало недоумение по поводу дороговизны строительства дорог в столице. И в самом деле, почему проложить трассу в Москве значительно дороже, чем в другом городе страны и Европы?

Ресин: На самом деле московские цены вполне сопоставимы с европейскими и американскими и даже дешевле. Просто у нас отличается и сама прокладка дорог, и структура ценообразования. Дело в том, что за рубежом, в цену закладывается лишь стоимость самого дорожного полотна. В Москве же любая дорога - возьмите хотя бы то же Четвертое транспортное кольцо - идет по живому городу, вынуждая строителей сносить сотни гаражей, предприятия и даже целые промзоны, перекладывать огромное количество инженерных коммуникаций. Да журналисты сами это видели: недавно мы специально провели для них пресс-тур по строящемуся ЧТК. Что это значит? А то, что если на этом месте стояла какая-то фабрика, которую пришлось снести и перенести в другое место, то все затраты, связанные с этим, войдут в стоимость погонного метра дороги.

РГ: Удивляет и другое. Американцы использовали свой кризис 30-х годов прошлого века для того, чтобы всерьез заняться дорожным строительством. Это же делают сейчас китайцы, которые не только строят новые автотрассы, но и перекладывают устаревшие железнодорожные пути. А вот Москва, дефицит дорог в которой составляет, как известно, более 300 километров, почему-то снизила темпы дорожного строительства. Если в 2008 году она осваивала около 100 млрд рублей, то в этом - уже лишь 50 млрд, а в проекте бюджета-2010 и вообще выделено лишь 37 млрд. Чем объяснить это?

Ресин: Тем, что нет денег ни в городском, ни в федеральном бюджете. Поэтому возможности стройкомплекса используются сейчас лишь на четверть. Хорошо уже то, что благодаря усилиям правительства Москвы и концентрации имеющихся денежных ресурсов, нам удалось не остановить сооружение хотя бы начатых объектов. В частности, в ближайшую субботу запустим движение по второй нитке Волоколамского тоннеля - в направлении из центра города в область. Это сильно облегчит транспортную ситуацию в этом районе.

РГ: А пуск всей Ленинградки когда произойдет?

Ресин: В будущем году можно будет проехать с ветерком от Манежной площади до МКАД без единого светофора.

РГ: Внесите, пожалуйста, ясность по поводу Пушкинской площади. Власти то заверяют, что торговли под ней не будет, то говорят, что будет...

Ресин: Будет главное - сквозной тоннель под Пушкинской площадью. Будут паркинг, выставочный зал и, быть может, еще какие-нибудь объекты общественно-культурного назначения. Окончательный проект в скором времени рассмотрит общественный совет при мэре.

Нашим небоскребам и самолеты не страшны

РГ: Москвичей, побывавших в Шанхае, поражает, как китайцы в считаные годы превратили эту большую деревню в город современных небоскребов. Невольно сравниваешь: наши-то 19 небоскребов в "Москва-Сити" строятся уже больше 15 лет!

Ресин: Зато по качеству наши высотки исключительно надежны. Их строят индустриальным методом, а в Москве - каждый по индивидуальному проекту.

РГ: Что же хорошего в этом?

Ресин: В случае трагедии, подобной американской, наши высотки бы выстояли, а не сложились, как карточный домик. У нас конструктивно очень хорошие дома, прочные. Я уверен, что Сити войдет в историю Москвы.

Гараж с продолжением

РГ: В этом году Москва сделала еще один подход к программе "народный гараж". Плохо верится, что и он увенчается удачей.

Ресин: Можно не сомневаться. В Москве строится 198 паркингов по этой программе. И ни один москвич не вложил в эту стройку ни копейки. Пока будущие владельцы - а договоры заключены с 20 тысячами жителей столицы, вносят деньги на депозит, что является гарантией защиты их интересов. Расплачиваться же начнут лишь тогда, когда каждый народный гараж будет полностью готов и продан будущим собственникам. Правительство Москвы специально пошло на такую схему работы, чтобы оградить возможность появления обманутых вкладчиков и на этом поле. Город строит "народные гаражи" по себестоимости, без всякой прибыли. Реализуются они в 2,5 раза дешевле, чем аналогичные коммерческие гаражи.

РГ: И когда же горожане все-таки смогут поставить свои авто под крышу собственного гаража?

Ресин: Месяца через три станут собственниками.

РГ: Во время поездки делегации правительства Москвы в Дюссельдорф обнаружилось, что если использовать немецкие технологии при строительстве этих паркингов, то их цену с 350 тысяч можно снизить процентов на 20. Это реально?

Ресин: С этой целью в Москве уже создаются совместные с немцами предприятия. В ближайшее время мы вместе с журналистами сядем в автобус и объедем все строящиеся в городе "народные гаражи", чтобы увидеть все своими глазами.


Источник: Российская газета

Возврат к списку