8 (499) 270-17-87/86 8 (495) 678-32-27 8 (495) 671-13-61

11.12.09 Стандарты ответственности

Итак, лишь треть московских строительных компаний успела на текущий момент определиться с выбором саморегулируемой организации - многие по-прежнему настороженно относятся к новым правилам игры. Между тем времени на раздумья уже нет. До 1 января, когда новое законодательство вступит в силу, остается меньше месяца. И поскольку возврата к лицензиям не будет, переходить на новый регламент работы все же придется.

Своим опытом в создании СРО поделился генеральный директор НП «Центризыскания», заместитель руководителя координационного совета Национального объединения изыскателей Андрей Акимов.

- Начинать с чистого листа всегда непросто, тем более, когда речь идет о новой форме регулирования, законодательная база которого, по мнению многих, пока полностью не отработана. И все же, какие положительные моменты отмечают специалисты в новой системе?
- Впервые сам статус инженеров-изыскателей рассматривается как равноправный партнер строителей и проектировщиков. Раньше об этом серьезно не задумывались, и по существу огромная отрасль, фактически являющаяся основой любого строительства, находилась в соподчинении. Между тем грамотно выполненные изыскания - это гарантия безопасности любого объекта. Саморегулирование призвано снять лишние административные барьеры для всех участников строительного процесса и повысить персональную ответственность за качество работ.

Наша СРО базируется на Всероссийской ассоциации инженеров-изыскателей, которая создана шесть лет назад. Поэтому в организационном плане нам, наверное, было легче, чем другим, и все же набрать нужное количество партнеров (а их должно быть не менее 50), сначала было очень непросто. Сейчас в наше объединение входят уже более 300 организаций. Выдаем ежедневно до 30 допусков, чтобы обеспечить всех участников необходимой документацией до Нового года.

- Какие требования предъявляете к организациям?
- Мы намеренно изначально поднимаем планку требований к своим потенциальным партнерам. Во-пер­вых, это должны быть специалисты высокой квалификации и с опытом работы. Во-вторых, особое внимание уделяем наличию у фирмы имущества - смотрим, чтобы был достойный офис, необходимая техника, лаборатория. «Нулевым» организациям у нас делать нечего. По моим наблюдениям, у некоторых СРО лейтмотивом деятельности стал сбор денег, а главные цели новой системы - повышение качества и обеспечение безопасности объектов - отодвигаются на задний план. Порой организаторы СРО занижают вступительные и членские взносы до минимума, лишь бы привлечь больше участников в свои ряды. Но о какой ответственности может идти речь, если фирме из трех человек, не имеющей ни парка техники, ни лаборатории, выдается допуск на все виды изысканий?

- Сегодня многие сетуют на неподъемные для среднего и малого бизнеса вступительные взносы в СРО. Как решается эта проблема у вас?
- Конечно, плохо, что переход на новый регламент совпал с разгаром кризиса. Многие региональные предприятия отрасли, особенно в Поволжье, Западной Сибири, на Урале, сегодня из-за неплатежей поставлены на грань выживания. И для них вступительные взносы действительно неподъемные. Но тот, кто хочет и может работать, такие деньги найдут. У нас вступительный взнос составляет 170 тысяч рублей, из них 150 тысяч идут в компенсационный фонд, остальное - страховка. На мой взгляд, уменьшать эти суммы нельзя. Впрочем, каждая СРО устанавливает именно ту планку ответственности, которую считает приемлемой. Есть саморегулируемые организации более элитные, созданные в форме закрытых клубов, есть попроще, это как сравнивать уровень «феррари», «мерседеса» и «жигулей». Конкуренция среди СРО неизбежна, она в конечном итоге и должна выявить, кто способен адаптироваться к условиям рынка, а кто нет.

- Себя вы к какому уровню относите?
- Надеюсь, к «мерседесу». Но проблема даже не в этом. Главная беда - Закон о саморегулировании оторван от технического нормирования. У изыскателей на сегодняшний день практически нет нормативно-технической базы: старые нормы устарели, новые не созданы. В 2003 году принят закон о техрегулировании, который поставил СНИПы в положение полулегальных документов. Тогда же установили рубеж - к 2010 году должен появиться новый свод регламентов, который превратит устаревшую систему СНИПов в узкоспециализированные федеральные законы. Но благие пожелания таковыми и остались. Минрегионразвития, которому поручена эта работа, вплоть до недавнего времени находился «в спячке». Меньше чем через месяц наступит 2010 год, а законов все нет. Да и разрабатывать их в министерстве, в общем-то, некому, специалистов в проектировании и тем более в области инженерных изысканий там практически не осталось.

- Кто же займется разработкой стандартов?
- Вероятно, это будут национальные объединения СРО вместе с заинтересованными профессиональными организациями. А профессионалов у нас хватает, даже несмотря на вольные или невольные попытки развалить систему изыскательских работ в России. Подготовка предложений, касающихся выработки политики и нормативной базы в этой области, представление интересов профессионального сообщества на всех уровнях государственной власти, унификация стандартов разных СРО - вот лишь некоторые задачи национального объединения.

Думаю, что новые направления работы этой структуры подскажет практика.

- И что подсказывает вам практика, ведь национальное объединение изыскателей уже зарегистрировано?
- Конечно, кое-какие мысли уже есть. Через совет национального объединения, куда входят руководители ведомственных СРО и чиновники, мы, надеюсь, сможем решать свои самые актуальные проблемы и выходить на руководство отрасли. Один из первых вопросов - тендеры. Впечатление такое, что закон об их проведении принимали люди, далекие от строительства. Вопрос цены не должен ставиться на первое место. Да, это важная составляющая, но не самая главная. Куда важнее деловая репутация фирмы. Так было и есть во всем мире. Этот подход берем на вооружение и сегодня: определяем репутационный балл компании. Если он высок, значит, организация априори имеет преимущества в тендерной композиции. Если наше предложение поддержат другие члены национального объединения, можно будет выходить с инициативой на законодательный уровень. И тогда ни министерства, ни какие-то лоббистские группировки не смогут от этого отмахнуться.

По официальным данным, около 600 организаций московского стройкомплекса объединены в некоммерческие партнерства, получившие статус СРО. И это притом, что в столице насчитывается более 1800 компаний, работающих на уровне генподрядчика. Как отмечает заместитель главы департамента городского строительства Александр Максименко, организации, надеющиеся в недельный срок решить свои проблемы, очень рискуют с 1 января остаться не у дел.

Беседовала Дина Мясоедова

Источник: Московская перспектива

Возврат к списку