8 (499) 270-17-87/86 8 (495) 678-32-27 8 (495) 671-13-61

16.09.09 Народное мнение: в ЖКХ ничего не меняется

О том, что в жилищно-коммунальном королевстве у нас не все ладно, мы знали всегда. Неспешный сантехник дядя Вася, собирающий дань с жильцов «на бутылку», – почти что наш национальный символ наряду с медведем и матрешкой. Текущие крыши, холодные батареи, грязные подъезды – с этими неприятностями многим россиянам приходится постоянно бороться, а чаще - сживаться.

Об модернизации жилищно-коммунальной системы, ее реформировании заговорили в 90-х годах. Официальный отсчет начала реформы можно вести от указа президента Ельцина 1997 года «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации».

В чем был смысл этого начинания? Перевести «жилкомхоз» с социалистических рельсов на капиталистические, рыночные. Пустить в домоуправления бизнес, устроить конкуренцию, превратить ненавязчивые совковые «услуги» в сервис европейского уровня. Переложить финансирование этой сферы с государства на плечи собственников жилья, а жителей заставить оплачивать услуги ЖКХ полностью, без дотаций. Большие надежды возлагались на то, чтобы обеспеченные граждане перестали пользоваться льготами наряду с рядовыми жителями, а раскошеливались бы на оплату «коммуналки» в меру своих возможностей.

Планировали активно организовывать товарищества собственников жилья (ТСЖ) и дать им самые широкие права – возможность выбирать управляющие компании, зарабатывать на содержание дома, в частности, сдавая в аренду нежилые помещения и получая доход от рекламной деятельности (размещать баннеры на фасадах) и т.д.

С тех пор прошло 12 с половиной лет. Что изменилось? Государство продолжает дотировать отрасль, хотя тарифы для жителей растут все время. Жители мало участвуют в выборах управляющей компании и организации ТСЖ. Настоящим, нефальшивым ТСЖ все также тяжело существовать – в частности, их изматывает борьба за те самые подвалы в их домах, которые проданы коммерческим предприятиям.

Стоит отметить и изменения. Богатые граждане переместились в частный сектор, переехали в элитные жилые комплексы и коттеджные поселки и давно уже содержат свои дома сами. «Дядю Васю» несколько потеснили трезвые гастарбайтеры из бывших союзных республик. ДЕЗы акционировались и теперь называются ГУ ИСами. Наконец-то запустили программу капитального ремонта домов. Вроде бы стали почище дворы и подъезды.

Но может быть, мы еще чего-то не заметили, а народу положительные (или отрицательные) сдвиги виднее? Значит, надо у него и спросить. Журнал Metrinfo.Ru провел на эту тему социологическое исследование и обратился к москвичам с вопросом вот такого содержания: «От начала реформы жилищно-коммунального хозяйства прошло более 12 лет. Как Вы считаете, что-то изменилось?»

И предложил варианты ответов:

  • стало заметно лучше;
  • стало заметно хуже;
  • абсолютно ничего не изменилось.

В итоге:

  • 66% москвичей, участвовавших в опросе, выбрали вариант «абсолютно ничего не изменилось»;
  • 17,5% считают, что стало заметно хуже;
  • 16,5% полагают, что стало заметно лучше.

Заметим, что самая большая группа респондентов составляет две трети опрошенных, две остальные группы – примерно равные.

Мы попросили людей поделиться с нами своими соображениями и объяснить, – почему они думают именно так. Прежде дадим слово нашим «лидерам» (66%) - группе москвичей, которые за эти годы не заметили, что с ЖКХ происходит нечто реформаторское, и считают, что все осталось, как и было.

Самые популярные ответы, собственно, никаких пояснений не содержали, просто констатировали безотрадный факт: «абсолютно никаких перемен», «ни в чем не чувствуется улучшения»; «как было не очень, так и есть не очень»; «это настоящий застой; ничего не изменилось, за исключением названий».

Однако довольно много участников отметили: при том, что ничего не меняется, цены на услуги ЖКХ исправно повышаются: «беспокоит постоянный рост тарифов»; «кроме цен ничего не изменилось»; «все то же самое, только все дорожает»; «тарифы растут, а отдачи нет». Респонденты также заподозрили «шахер-махер» с финансированием: «не делают свое дело, и денежки налево идут»; «деньги идут не туда»; «большое влияние коррупции»; «не наворовались еще казенных денег».

Однако участники этой группы все же отметили кое-какие изменения, на их взгляд, несущественные: «возле дома стало почище: Таджикистан убирает. А насчет сервиса - все сами стараемся»; «стало меньше пьяных слесарей»; «ощутимых изменений мы не увидели, правда, нам озеленили дворы».

Теперь расспросим тех, кто считает, что стало заметно хуже (17,5%). В этой группе также отмечали постоянное подорожание услуг ЖКХ при их сомнительном качестве: «при таких ценах они должны на руках носить потребителя»; «цены у них только "улучшились", а обслуживание - не дождешься» и говорили о недостатках системы финансирования: «деньги спускают, а дела не делается»; «деньги выделяют, а куда они деваются? Собственник квартиры гол как сокол. Ему не чинят ничего. Уже даже в неприватизированных квартирах не чинят».

Кроме того, нам говорили о низком профессионализме коммунальщиков и неважном сервисе: «люди работают неквалифицированные, ремонт капитальный нам так и не сделали»; «набирают непрофессионалов: подъезд не докрасили, крышу отремонтировали, а теперь снова ломом там что-то бьют»; «батареи стали холодными, зато документы все в "одном окне"». И еще респонденты из этой группы подняли проблему плохого управления: «менять надо министров всех этих»; «плохой контроль»; «к порядку нельзя призвать - сами себе короли».

И, наконец, настала очередь высказаться небольшой группе оптимистов (16,5%), которым удалось заметить улучшения в коммунальной жизни. Они отметили чистоту и благоустройство дворов: «Москва стала чище, это же заметно»; «дворы стали получше, светить стали ярче»; «сантехники трезвые, убирают чисто». Люди также хвалили работу конкретных служб, куда им приходится обращаться: «когда бы я ни обратилась за помощью, всегда помогут»; «стало заметно лучше, но это заслуга именно нашего ДЕЗа»; «это заслуга организации, которая обслуживает наш район». Встречались и высказывания, где речь шла о работе коммунальщиков в целом: «ремонт тут делают, узбеки убирают без конца, двор ухоженный стал. Если что сломается, придут, починят. Лифт заменили. Я тут 18 лет».

Подведем итоги опроса. Две трети участников нашего еженедельного исследования (66%) считают, что в жилищно-коммунальном хозяйстве за «время реформ» практически ничего не изменилось. И хотя стало несколько чище и больше зелени во дворах, но эти изменения качественными назвать нельзя. Между тем, отмечали люди, цены на жилищно-коммунальные услуги растут все время, и есть большие подозрения, что работники сферы ЖКХ тратят деньги не по назначению. Москвичи, которые считают, что стало заметно хуже (17,5%), тоже говорили о постоянном росте тарифов и непонятном использовании денег, кроме того, они заявили о низком профессионализме коммунальщиков и плохом управлении отраслью. Участники опроса, которые увидели положительные изменения в жилищно-коммунальном хозяйстве (16,5%), в качестве аргументов «за» приводили тезисы о чистоте и благоустройстве дворов, а также рассказывали о хорошей работе конкретных служб.

Данные Интернет-журнал о недвижимости Metrinfo.Ru получил с помощью телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения сколь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения в округах Москвы. В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста. Подробнее о социологических исследованиях на рынке недвижимости.

Источник: журнал Metrinfo.Ru, 14.09.09

Возврат к списку