8 (499) 270-17-87/86 8 (495) 678-32-27 8 (495) 671-13-61

Законодатель и суды должны прислушаться к мнению НОСТРОЙ

04.09.2014

Приведенные ниже убедительные доводы, обобщенные в одиннадцати пунктах, строго соответствуют букве закона. Данные обоснования формировались в течение всего времени существования проблемы с компенсационными фондами СРО стройкомплекса. Проблема неоднократно обсуждалась на разных уровнях, в различных структурах, объединениях, комитетах и подкомитетах НОСТРОЙ, Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», тщательно анализировалась, вырабатывались конкретные предложения, которые выносились на заседания соответствующих министерств, ведомств и даже Правительства РФ.

Предложения были поддержаны и в регионах России, в частности, Воронежской областной Думой, выступившей с законодательной инициативой о внесении изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и необходимости принятия законопроекта в первом чтении на ближайших заседаниях осенней сессии Государственной Думы РФ.

Уверены, что сформулированные ниже одиннадцать веских причин, которые говорят о необходимости внесения изменений в законодательство, будут непременно учтены парламентариями при принятии решения по данному вопросу.

1. Саморегулируемые организации стройкомплекса (СРО) осуществляют свою деятельность на основании императивных норм, установленных государственной властью и не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью. СРО размещают средства компенсационных фондов в российских кредитных организациях с целью их сохранности исключительно в соответствии с обязательным требованием законодательства (п. 1 ст. 14 ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 г. №315-ФЗ (ФЗ о СРО); ч. 4 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ (ГСК РФ)

2. Средства компенсационных фондов предназначены исключительно для возмещения ущерба третьим лицам, в том числе физическим лицам (ч.3 ст.55.16 ГСК РФ и ч.13 ст.13 ФЗ о СРО) и не могут быть использованы в текущей деятельности саморегулируемых организаций согласно ч.7 и ч.13 ст.13 ФЗ о СРО.

3. Доход, полученный от размещения средств компенсационного фонда в российских кредитных организациях, идет на пополнение компенсационного фонда и не может быть использован в текущей деятельности саморегулируемой организации (ч.7 и ч.13 ст.13 ФЗ о СРО).

4. Средства компенсационного фонда всегда должны быть в сохранности и доступности для саморегулируемой организации, т.к. в случае необходимости их использования для возмещения вреда потерпевшим срок возврата средств компенсационных фондов из активов кредитной организации не должен превышать 10 дней (ч. 4 ст. 55.16 ГСК РФ).

5. Наличие юридического пробела в обеспечении сохранности компенсационных фондов в российских кредитных организациях признано уже на всех уровнях. Отзыв лицензий у банков приводит к невозможности доступа к компенсационным фондам, потере средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций по вине российских кредитных организаций. Такими действиями причиняется ущерб неограниченному кругу лиц – потенциальным потерпевшим и возмещение ущерба в этой ситуации ложится на государство (ст. 53 Конституции РФ, ст.ст. 16, 1069 Гражданского кодекса РФ). Сохранность компенсационных фондов должна быть обеспечена законодательно.

6. Средства компенсационного фонда имеют особый статус, на них не может быть наложено взыскание по обязательствам как самого СРО, так и его членов, кроме возмещения вреда, причиненного недостатками работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства (ч.14 ст.13 ФЗ о СРО и ч.3 ст. 55.16 ГСК РФ).

7. Законодатель установил, что банк должен предоставить клиентам – саморегулируемым организациям – услугу по сохранности, доступности и росту средств компенсационных фондов (ч. 4 ст. 55.16 ГСК РФ). Эта услуга входит в институт права по предоставлению клиентам услуги по сохранности и управлению имуществом, к которой установлены жесткие требования (ст.886, ст.1012, п.1 ст.1022 и др. Гражданского кодекса РФ): принять имущество, переданное клиентом, сохранить его, нести ответственность за неисполнение обязательств перед клиентом. При банкротстве банков имущество клиентов, переданное на хранение в банк, исключается из конкурсной массы (ч.2 ст.50.35 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»). Нельзя не учитывать то, что предметом регулирования законодатель установил обеспечение сохранности имущества. И это главное. Именно поэтому имущество клиента, не являющееся имуществом банка и переданное ему на хранение, исключается из конкурсной массы при несостоятельности (банкротстве) кредитной организации.

8. На основании ч.1 чт.56 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет ответственность по своим обязательствам только своим имуществом. Компенсационные фонды не являются имуществом банка, не принадлежат банку и имеют исключительно целевое назначение. Они не могут быть использованы для выполнения обязательств банка перед другими кредиторами.

9. Законодатель установил императивное требование к российским кредитным организациям (ч.4 ст.55.16 ГСК РФ) обеспечить сохранность, рост и доступность компенсационных фондов. Это требование должно быть выполнено при любых условиях регулирования банковского сектора.

10. Законодатель определил назначение компенсационных фондов: предупреждение и возмещение причиненного вреда здоровью, жизни и деятельности человека, окружающей среде, посредством реализации конституционных норм прямого и непосредственного действия (ст.ст.2,15,16,18; ч.3 ст.37; ч.1ст.41; ст.42; ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации). Законы должны не вступать в противоречие с конституционными нормами, а обеспечивать их реализацию.

11. Средства компенсационного фонда должны исключаться из конкурсной массы, так как ч. 4 ст.55.16 ГСК РФ законодатель определил единственный способ их сохранения. Саморегулируемой организации должны быть возвращены средства компенсационного фонда для последующего их размещения с целью сохранности в другой российской кредитной организации», а это возможно только при исключении их из конкурсной массы при банкротстве банков.
Каждый из этих пунктов имеет достаточно обоснований для того, чтобы юридический пробел, несогласованность правовых норм, установленных законодательством (ст. 55.16 ГСК РФ), и невнесение изменений в 2010 г. в ФЗ № 40-ФЗ от 25.02.1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» были бы устранены, а подготовленный законопроект срочно принят в первом чтении на ближайших заседаниях осенней сессии Государственной Думы РФ.

Следует подчеркнуть, что данное обоснование направлено исключительно на защиту интересов многомиллионной армии строителей и многоотраслевого строительного комплекса, являющегося, по сути, локомотивом экономики страны. Кроме того, по мнению специалистов, юристов и экспертов, результат работы над данным документом говорит о тщательно проведенном анализе проблемы и глубоком знании вопроса, высокой компетентности его авторов и всего СРО-сообщества, которое способно разобраться в самых острых вопросах и предложить необходимые пути выхода из сложных ситуаций, в том числе и правовые решения.

Источник: НОСТРОЙ

Возврат к списку