8 (499) 270-17-87/86 8 (495) 678-32-27 8 (495) 671-13-61

Правительство готовится облегчить жизнь строителям

04.02.2010

2 февраля 2010 года Президент России Дмитрий Медведев провел совещание по проблемам инвестиционного климата в России. Полный стенографический отчёт с совещания опубликован на сайте Президента. Ниже публикуем выдержки из отчета, касающиеся строительной отрасли.

Д. МЕДВЕДЕВ:

...

В чём состоит текущая задача? Задача – разработать комплекс мер, которые повысят инвестиционную активность. Я назову несколько из них. В ваших выступлениях, надеюсь, перечень этих мер может быть продолжен и расширен.

К ним следует отнести, во-первых, снятие квот в отношении найма высококвалифицированных зарубежных специалистов; во-вторых, улучшение ситуации со своевременным возмещением налога на добавленную стоимость при капитальном строительстве и экспорте несырьевой продукции; в-третьих, оптимизацию механизмов администрирования расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (мы об этом, кстати, уже говорили в рамках Комиссии по модернизации); и, в-четвертых, введение облегчённого порядка таможенного оформления для предприятий, производящих машинно-техническую и высокотехнологичную продукцию. Это, естественно, только самый предварительный набор мер.

...

Э.НАБИУЛЛИНА: Отраслевая структура прямых иностранных инвестиций тоже показательна. Это прежде всего сектор добычи полезных ископаемых, финансовый сектор, торговля, недвижимость. В обрабатывающих отраслях доминирует металлургия. И мы видим, что, конечно, здесь иностранные инвестиции во многом были связаны и с экспортной ориентированностью отраслей, а также в тех секторах, где быстрый оборот капитала, где есть работа на конечного потребителя. И, конечно, отраслевая структура далека от того, что нам нужно для модернизации экономики и для перестройки всей экономики.

Это то, что касается некоторых количественных показателей. Есть, кроме того, рейтинги. Эти рейтинги очень разнообразные, мерят разные составляющие инвестиционного климата. Тем не менее на слайдах приведён ряд рейтингов, которые, на наш взгляд, показывают определённую динамику, в том числе по рейтингу привлекательности развивающихся стран и регионов для фондов прямых инвестиций – для фондов прямых иностранных инвестиций у нас произошло ухудшение с 2008 по 2009 год.

Одним из базовых рейтингов, которые учитывают многие страны, является рейтинг ведения бизнеса в России Всемирного банка, и мы здесь также выглядим хуже, чем наши коллеги из БРИКа и Таможенного союза, о чём Вы уже сказали. При этом у нас есть направления, по которым мы занимаем высокие строчки. Например, выполнение обязательств по контрактам, то есть где речь идёт об отношениях компаний друг с другом. А где речь идёт об отношениях компаний с государством, у нас, к сожалению, ситуация тревожная. И, конечно, мы видим по этой таблице критически важные элементы…

Д.МЕДВЕДЕВ: Получение разрешения на строительство – 182 место из 183.

Э.НАБИУЛЛИНА: 182 место из 183.

Д.МЕДВЕДЕВ: То есть хуже, чем у нас, разрешение на строительство не дают нигде, кроме, может, последней страны, не знаю, как она называется.

...

Э.НАБИУЛЛИНА:

...

На 18 слайде приведены конкретные меры. Это только часть мер. Сейчас подготовлен в Правительстве проект такого плана мер, он уже обсуждается, он затрагивает гораздо большее количество мер, но здесь отмечены одни из основных.

Первое. По доступу к земельным участкам для строительства. Предлагаем распространить опыт Фонда содействия развитию жилищного строительства на уровень субъектов и муниципалитетов. Создать такого же рода либо автономные учреждения, либо фонды, которые были бы заинтересованы в том, чтобы пускать эту землю в оборот на достаточно легальных основаниях.

...

Третье – это упрощение требований к документам терпланирования. Мы в своё время приняли Градостроительный кодекс, другие документы, где у нас достаточно сложная система градостроительного планирования, и не все субъекты муниципалитета осуществили эту работу. Если мы хотим, чтобы она была сделана, нужно оставить минимальные требования и в том числе к документам этого терпланирования.

Следующее. Сокращение сроков госэкспертизы. Также допуск негосударственной экспертизы. Она у нас сейчас есть, но данные негосударственной экспертизы не принимаются при получении разрешений на строительство. Поэтому негосударственная экспертиза с её аккредитацией, контролем за её деятельностью, на наш взгляд, должна быть в этой системе для того, чтобы инвесторам дать в том числе альтернативу.

Следующее направление – устранение ограничений, связанных с отнесением проектной документации к типовой. Законодательством были приняты решения о том, что типовая документация не проходит госэкспертизу, но принятые подзаконные акты, по сути дела, нивелировали эту норму, и надо срочно отменять эту подзаконную базу.

Следующее – установление ответственности за необоснованный отказ в выдаче разрешения на строительство и при вводе объекта в эксплуатацию, потому что на обоих этих стадиях, при разрешениях и при вводе, существуют наибольше барьеры. Должны быть ответственность лиц, которые допускают этот необоснованный отказ.

И, безусловно, применение технических регламентов, в том числе стандартов Евросоюза в определённых случаях – эта тема уже также обсуждалась.

...

Отраслевые барьеры на следующем слайде. Речь идёт не только об общих административных барьерах, которые существуют. Для каждой отрасли они свои. И проводится работа в рамках административной комиссии для того, чтобы проанализировать, что происходит в каждом секторе, и снять эти административные барьеры. Уже подготовлены и одобрены меры на совещании у Председателя Правительства по сельскому хозяйству, по образованию. И у нас целый набор отраслевых мер по строительству, по здравоохранению, транспорту, промышленности. Есть установленный, чёткий, очень интенсивный план, который предполагает отмену этих административных барьеров. При этом мы уже сейчас, готовя эти меры, понимаем, как сложно отменять эти барьеры и какие есть аргументы, но, наш взгляд, нужно двигаться в этом направлении. Мы понимаем все вопросы, связанные и с обеспечением безопасности, качества продукции. Тем не менее эти административные барьеры гораздо выше уже тех минимальных требований, которые нужны.

Следующее направление – введение страхования ответственности вместо разрешений и лицензирования. Мы предлагаем пока на примере нескольких видов деятельности ввести страхование ответственности и затем эту практику распространять.

Также установление уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности. В этом году было принято решение по 13 видам. На наш взгляд, эта мера стала работать. Мы отслеживаем её. Но этот порядок нужно распространять и в конечном счёте перейти к тому, что все виды деятельности, кроме закрытого перечня, начинаются по уведомительному порядку, то есть когда все необходимые разрешения и согласования не требуются, а есть уведомления соответствующих контролирующих и надзорных органов.

...

Д.МЕДВЕДЕВ: А где сейчас эти поправки, кстати?

Э.НАБИУЛЛИНА: Они уже подготовлены, они находятся в Правительстве и согласуются сейчас между ведомствами. В установленные сроки их внесём.

...

Э.НАБИУЛЛИНА: Следующее направление по инвестиционному климату – подключение производств к инфраструктуре. На слайде перечислены основные вопросы, основные проблемы, с которыми сталкиваются инвесторы. Это и отказы в присоединении к объектам инфраструктуры, и навязывание дополнительных обязательств с предоплатой, с сооружением дополнительных объектов, нарушение сроков присоединения.

Это одна из самых сложных тем. Предлагается ряд мер. Видимо, его ещё надо будет дополнять для того, чтобы они работали. На 26 слайде они представлены. Это и принятие правил недискриминационного доступа к коммунальным услугам. Такие правила ещё не приняты, но должны быть. Типовые договоры присоединения к объектам инфраструктуры с чётким описанием прав и обязанностей. Ужесточение ответственности за нарушение требований законодательства со стороны организаций коммунального хозяйства. Также установление чётких правил, что относится к плате за подключение, что относится к тарифу, потому что сейчас у нас есть арбитраж между этими двумя источниками инвестиций.

И это действительно серьёзная работа, которая потребует ещё дополнительных мер, на наш взгляд. Те меры, которые подготовлены, они на данный момент недостаточны. Надо будет доработать.

...

Возврат к списку