8 (499) 270-17-87/86 8 (495) 678-32-27 8 (495) 671-13-61

Прозрачные и электронные. Что изменилось в системе размещения горзаказа?

02.02.2010

Даже в условиях кризиса значительная часть бюджета Москвы расходуется на оплату городского заказа, одну треть которого стабильно составляют объекты капитального строительства. Подготовка к конкурсам, организация размещения и контроль исполнения госконтрактов в трудных экономических условиях приобретают особое значение.

О том, как работает в столице Федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в интервью «Московской перспективе» рассказал руководитель департамента по конкурентной политике Геннадий Дегтев.

- Геннадий Валентинович, давайте подведем итоги года. Сколько в целом город потратил на свои потребности в 2009 году и насколько эта сумма отличается от докризисного периода?

- В 2009 году городские заказчики выставили на торги - с учетом процедуры запроса котировок - в общей сложности 59 тысяч лотов, на размещение которых было затрачено около 370 млрд бюджетных средств. По сравнению с 2007 - 2008 годами произошла серьезная оптимизация расходов бюджета по всем направлениям, обусловленная прежде всего нестабильностью экономической ситуации и негативным влиянием мирового финансового кризиса. Например, в 2008 году было проведено 83 тысячи процедур размещения заказа на сумму 875 млрд руб., т.е. на 55 % больше, чем за 12 месяцев прошлого года.

- Какая часть торгов приходится на долю стройкомплекса?

- В 2009 году Комплекс градостроительной политики и строительства провел 1112 процедур размещения заказа, что позволило в полном объеме обеспечить выполнение городских программ в области строительства. Расходы на объекты капитального строительства, предусмотренные адресно-инвес-тиционной программой, составили 103,7 млрд руб., или около 30 % всех средств, выделенных в 2009 году на городской заказ. Хочу отметить, что подразделения стройкомплекса провели серьезную организационно-подготовительную работу, добившись по итогам размещения серьезной экономии бюджетных средств.

Из 30 млрд руб., которые городской системе удалось сэкономить в 2009 году, 10 - 11 млрд руб. приходится на долю стройкомплекса. По итогам 2009 года, вдвое - до 8,5% - увеличилось общее снижение начальных, т.е. максимальных цен государственных контрактов, наиболее значительно - на аукционах. Кстати, по объектам капитального строительства 94 % торгов прошло в форме публичных аукционов. Это один из самых высоких показателей среди госзаказчиков. С точки зрения борьбы с коррупцией и повышения прозрачности процедур открытые аукционы гораздо лучше закрытых конкурсов с предквалификацией участников.

- Тем не менее, буквально на днях мэр потребовал от департамента по конкурентной политике довести до сведения госзаказчиков информацию о недопустимости включения в конкурсную документацию условий, ограничивающих конкуренцию и сокращающих число участников торгов. В частности, речь идет об указании типа и серии дома, а также предполагаемого адреса строительства. Насколько часто встречаются такие случаи и как вы намерены им противодействовать?

- Действительно, мэр ссылается на данные проверки Контрольно-счетной палаты за 2008 год, которая выявила факты нарушения госзаказчиками порядка размещения горзаказа, что привело к росту затрат бюджета города. Мы учли претензии контрольного ведомства и уже в 2009 году предприняли меры, позволяющие сделать торги более профессиональными и эффективными с точки зрения размещения бюджетных средств. Так, из конкурсной документации по объектам капстроительства была исключена стоимость железобетона и металлоконструкций, т.е. конкурсные процедуры проводились конкретно на подрядные работы - строймонтаж и пр. Это позволило привлечь к торгам более широкий круг участников, чем это было в 2007 - 2008 годах.

Чтобы в дальнейшем исключить случаи заблаговременного «подгона» результатов конкурса под конкретного участника, нами были внесены изменения в типовую документацию, не позволяющие заказчику включать в нее завышенные или уточняющие требования. Разработано специальное программное решение, которое будет проверять соответствующий раздел конкурсной документации, а в случае обнаружения нарушений - блокировать размещение заказа в системе.

- Удалось ли побороть так называемые картельные сговоры?

- Вы правы: картельные сговоры - это бич всей системы госзаказа. Как действуют недобросовестные участники? Допустим, для участия в аукционе на строительство жилого дома зарегистрировались три организации, они выполнили все формальности, внесли задатки, получили допуск. А в самой процедуре торгов в итоге участвует только одна компания. При этом она один раз поднимает карточку участника и получает лот с минимальным снижением стоимости - 0,5% - 0,7%. Остальные претенденты выступают в роли молчаливых статистов.

В 2009 году у нас был вопиющий случай: на многолотовый аукцион заявилось 11 организаций. Казалось бы, между ними должна развернуться жесткая конкуренция, в результате которой город получил бы приличную экономию бюджетных средств. Но на деле ничего такого не произошло, поскольку по предварительной договоренности каждый из участников без борьбы получил по лоту, и все остались довольны. Все, кроме города. Я специально не называю предмет этого конкурса, однако по его итогам мы сочли возможным обратиться в Федеральную антимонопольную службу с просьбой провести расследование и оценить действия участников на предмет сговора.

Решение ФАС мы должны получить в первом квартале 2010 года. Если оно будет для нас положительным, город расторгнет договор с победителями конкурса, они попадут в реестр недобросовестных поставщиков.

- Это ощутимая потеря?

- Потеря денег всегда ощутима. Мэр Москвы принял решение, запрещающее принимать в качестве обеспечения страхование ответственности по контракту. Эта форма себя не оправдала, так как очень часто при обращении заказчиков страховые компании отказывали им как на основании собственных правил, так и на основе несовершенства действующего законодательства. В итоге страхование превратилось в раздачу денег за пустые бумажки, и Юрий Лужков совершенно справедливо решил, что это недопустимо. Теперь в обеспечение контрактных обязательств мы принимаем либо живые деньги, либо банковские гарантии. Так что если ФАС установит факт сговора, недобросовестные участники лишатся собственных средств или же попадут на выполнение обязательств перед банком, связанных с условиями фингарантии.

- Финансовое обеспечение необходимо по всем договорам?

- Нет, речь идет о довольно крупных контрактах, неисполнение которых может нанести серьезный ущерб городу. На федеральном уровне финансовое обеспечение со стороны участника торгов необходимо, если сумма заказа превышает 50 млн рублей. Однако в городе приняты более жесткие требования. С 1 января 2010 года все заказчики, размещающие заказ стоимостью выше 10 млн руб., обязаны установить для участников финансовое обеспечение, которое будет взиматься при подаче документов.

- В руководстве ФАС наиболее действенным ле- карством от сговоров называют электронные торги. Вы согласны?

- Полностью согласен. Электронные торги позволяют уйти от этой проблемы, так как в первую очередь обеспечивают анонимность участников. Ни участники не знают друг друга, ни заказчики не знают участников. И только после того как аукцион уже проведен, заказчик осуществляет процедуры допуска, смотрит - соответствует ли победитель тем условиям, которые изначально были установлены заказчиком в соответствии с законом. Эта система, на мой взгляд, абсолютно разумна, так как она позволяет снять многие риски - сговор, коррупционные риски, возможность заказчика влиять на участника и т.д. При этом сами участники торгов также могут оспорить решения заказчика через ФАС по простой и, как показывает практика, эффективной процедуре. В целом реформа системы госзаказа в России в настоящее время развивается по двум основным направлениям. Первое - это повышение качества государственного заказа, о чем я уже говорил выше. И второе - это переход на электронные аукционы.

- Можете назвать долю электронных торгов в системе горзаказа в 2009 году?

- Более 14%, но в этом году будет больше. Есть специальное распоряжение Правительства РФ, где дан перечень товаров, работ и услуг, которые должны размещаться исключительно путем проведения аукциона. С 1 января 2010 года по определенной номенклатуре федеральные заказчики будут обязаны проводить электронные аукционы, а для региональных заказчиков такая обязанность появится с 1 января 2011 года. Однако мы ставим перед собой задачу осуществить переход на новую форму проведения торгов в Москве на полгода раньше этого срока - с 1 июля 2010 года.

- Как обстоит дело с обеспечением доступности горзаказа для малого бизнеса?

- Несмотря на общее снижение расходов бюджета, доля контрактов, заключенных заказчиками с малыми предприятиями составила 11 %, а по количеству проведенных процедур доля спецторгов в 2009 году выросла в 9 раз. Для структур стройкомплекса предприятия малого бизнеса традиционно выполняют работы по обеспечению информационными технологиями, поставке оборудования, отделке помещений, благоустройству территорий и т.д.

- Как известно, в 2010 году вступила в силу система СРО. На каком этапе вы проверяете наличие у потенциального участника торгов допуска к конкретному виду работ?

- Наличие членства в СРО проверяет конкурсная комиссия. Есть установленный пакет документов, которые обязаны предъявить застройщики, желающие получить допуск к конкурсам на госзаказ. Однако далеко не все соискатели имеют на руках свидетельства установленного образца. Многие пытаются самостоятельно сформировать пакет, подтверждающий их членство в СРО. Такие компании не допускаются к участию в торгах.

В своем выступлении на юбилее Ассоциации инвесторов Москвы председатель профсоюза строителей столицы Валерий Лаптев призвал объединить усилия профсоюзов, Ассоциации инвесторов и Фонда ветеранов-строителей города с целью внесения поправок в 94 Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»:

«Это необходимо сделать как можно быстрее, иначе московские строители окажутся в чрезвычайно сложной ситуации! Приведу пример. На днях прошли тендеры по 9 детским садам. Конкурсы для строительных организаций города провалены. Возведение одного типового детского сада обходится сегодня примерно в 172 миллиона рублей. Победители конкурса дали снижение на 62 миллиона рублей! Кто из здравомыслящих строителей возьмется строить объект за такие деньги?! Какого качества он будет?! «Дешевыми» победителями вышли никому не известные строительные организации. А солидные, зарекомендовавшие себя многолетней работой, - 20, 40, 60 лет - компании, имеющие мощную производственную базу и профессиональные людские ресурсы, остались в стороне. Создается такое впечатление, что закон создан с целью развала стройкомплекса. Считаю, что более серьезной проблемы сегодня нет»!

Источник: «Московская перспектива».

Возврат к списку